Методика оценки эффективности взаимодействия компании с поставщиками на основе маркетинга взаимоотношений / The method to assess the efficient interaction between a company and suppliers on relationship marketing basis
ЖУРНАЛ:
Вестник Пермского университета. Пер. Экономика = Perm University Herald. Economy. 2019. —. 637659. doi: 10.17072/1994-9960-2019-4-637-659
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
маркетинг взаимоотношений, транзакционный маркетинг, цепочка создания ценности, оценка эффективности взаимоотношений, портфель партнеров, портфель поставщиков, эффективность деятельности компании, стратегия, ресурсы компании.
Актуальность темы исследования обусловлена настоятельной необходимостью разработки методологически обоснованного инструментария оценки эффективности взаимоотношений компании с поставщиками для осуществления своевременной корректировки текущей деятельности по взаимодействию с поставщиками, обеспечивающей повышение уровня удовлетворени¤ потребностей покупателей и улучшение показателей де¤тельности компании. В связи с этим целью данной статьи является разработка и апробация комплексной методики оценки эффективности взаимодействи¤ компании с поставщиками на основе концепции маркетинга взаимоотношений. Для достижения цели использовались методы системного подхода, сравнительного анализа, синтеза, экономического моделирования, а также эмпирический, экспертно-аналитический и статистический методы экономического анализа. Представлена краткая характеристика наиболее распространенных в последнее время маркетинговых концепций традиционного маркетинга и маркетинга взаимоотношений. Проведен анализ существующих подходов к оценке эффективности взаимоотношений партнеров. Отмечается, что в научной литературе наибольший акцент делается на исследовании взаимоотношений компании с покупателями, в то время как взаимоотношениям с поставщиками уделяется недостаточно внимани¤. Предлагается авторская четырехэтапная методика оценки эффективности взаимоотношений торговой компании с поставщиками, позвол¤юща¤ в статике и динамике оценить эффективность взаимоотношений торговой компании с поставщиками с использованием системы количественных и качественных показателей, учитывающих экономические, социологические и стратегические аспекты сотрудничества. Критериями оценки эффективности поставщиков компании в авторской методике являются: оценка поставщиков по экономическим показателям, оценка поставщиков по динамике продаж, оценка уровня взаимоотношений с поставщиками. На основании данных оценок формируются рейтинги поставщиков: рейтинг экономической важности поставщиков, рейтинг перспективности поставщиков, рейтинг уровня взаимоотношений с поставщиками, итоговой рейтинг эффективности взаимодействия с поставщиками. заключительный этап применения методики предполагает группировку поставщиков по пяти категориям: ключевые, стратегические, перспективные, стандартные и бесперспективные поставщики, формирование портфеля поставщиков и разработку стратегии развития сотрудничества с каждым из них на перспективу. Опробация методики реализована на примере российской торговой компании ООО "Зоолэнд", работающей на рынке товаров для животных. Результаты исследования представляют ценность для дальнейшего развития методологических и методических основ концепции маркетинга взаимоотношений, а также могут быть использованы торговыми компаниями различных сфер деятельности с учетом модификации в зависимости от особенностей отрасли экономики.
KEYWORDS:
relationship marketing, transactional marketing, value chain, assessment of relationship efficiency, partnerТs portfolio, supplierТs portfolio, company performance, strategy, company resources.
The importance of the research is determined by the necessity to develop methodologically substantiated tools for the assessment of efficient interaction between a company and suppliers to implement timely adjustments of the current activities of interaction with suppliers, providing an increase in the level of customer satisfaction and improvement of the companyТs performance. The purpose of this article is to develop and test a comprehensive methodology for assessing the efficiency of a companyТs interaction with suppliers based on relationship marketing. To achieve the purpose of the study we have used the methods of system approach, comparative analysis, synthesis, economic modeling, empirical, expert-analytical and statistic methods of economic analysis. The article characterizes currently widespread marketing concepts Ц conventional marketing and relationship marketing. The current approaches to the assessment of efficient interaction between partners have been analyzed. It is noted that in scientific literature the greatest emphasis is paid to the relationships with customers, while relations with suppliers are not widely discussed. The four-staged authorТs methodology for assessing the efficiency of a trading companyТs relationship with suppliers is presented. It allows us statistically and dynamically to make a comprehensive and systematic assessment of the effectiveness of a trading companyТs relationship with suppliers using the system of both quantitative and qualitative indicators that consider economic, sociological and strategic aspects of cooperation. It takes into account the economic, sociological and strategic aspects of cooperation. The assessment of suppliers according to economic indicators, evaluation of suppliers according to sales dynamics, and the assessment of the level of relationship with suppliers are the criteria for the assessment of efficient relationship with a companyТs suppliers in the original methodology suggested by the author. According to the estimates suppliersТ rate is made: the rating of the economic importance of suppliers, rating of suppliersТ perspectivity, the rating the level of relationship with suppliers, the final rating of the efficiency of the interaction with suppliers. The final stage of the methodology application suggests the classification of suppliers into five categories Ц key, strategic, promising; standard and unpromising suppliers, the formation of a portfolio of suppliers and the formation of a strategy for the development of cooperation with each of them in future. The methodology has been verified in the case study of a Russian trade company Zooland Ltd. operating in the pet products market. The research results are considered to be valuable for further development of methodological and methodical foundations of the concept of relationship marketing, and can also be used by trading companies in various fields of activity, that consider the modification depending on the characteristics of the industry.