Ключевые слова: ассортиментная политика, управление ассортиментом, потребности покупателей, категорийный менеджмент, маркетинг взаимоотношений, традиционный маркетинг, когнитивный маркетинг.
Целью данной статьи является обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященной теоретическим аспектам изучения ассортиментной политики, результаты которого могут внести определенный вклад в процесс формирования общей платформы последующих исследований. В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены имеющиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых основные точки зрения относительно дефиниции ассортиментной политики, сформулированы девять элементов, определяющих эффективное формирование ассортиментной политики, систематизированы подходы к определению ас- сортиментной политики. Сделан вывод о том, что при разнообразии научных подходов и позиций комплексного определения в научной литературе не существует. Поэтому авторами сформулирована дефиниция, отражающая девять элементов ассортиментной политики. Выявлено, что в научной литературе предложена единственная методика реализации ассортиментной политики, которая соответствует тенденциям рынка и содержит в себе основы как традиционного маркетинга, так и маркетинга взаимоотношений и когнитивного маркетинга.
Keywords: assortment policy, assortment management, customer needs, category management, relationship marketing, traditional marketing, cognitive marketing.
The purpose of this article is to review local and foreign literature on theoretical aspects of the study of commodity and assortment policy, the results of which can contribute to the foundation of a common platform for subsequent research. In accordance with the purpose of the study, the following tasks have been set and solved: the main points of view concerning the definition of assortment policy in the works of local and foreign scientists have been considered; nine determinants of the effective formation of assortment policy have been formulated; approaches to the definition of assortment policy have been systematized. It is concluded that, in spite of the variety of scientific approaches and stances, there is no complex definition in academic literature. Therefore, the authors have formulated a definition that reflects nine elements of assortment policy. It is revealed that academic literature offers only one method of implementation of assortment policy which corresponds to market tendencies and contains the fundamentals of both traditional marketing and relationship and cognitive marketing.
Скачать