Что такое маркетинговая стратегия?
Маркетинговая стратегия – это часть общего бизнес- плана компании, направленная на увеличение продаж товаров и услуг. Маркетинговая стратегия определяет, как работать с существующими покупателями, а также привлечь новых (потенциальных) целевых покупателей. Она содержит в себе ценностное предложение компании, ключевые преимущества и миссию бренда, данные о целевых покупателях.
Эффективная маркетинговая стратегия включает в себя 4 элемента концепции Marketing Mix: ассортимент, цена, выкладка (мерчендайзинг) и маркетинговые активности.
Маркетинговые стратегии базируются на ценностном предложении компании.
Конечная цель маркетинговой стратегии — выстраивание коммуникации с покупателем и достижение устойчивого конкурентного преимущества относительно конкурентов.
Суть маркетинговой стратегии
Эффективная маркетинговая стратегия должна базироваться на ценностном предложении компании и доносить до покупателей то, как она работает и какая у нее миссия.
Она является ориентиром/ вектором движения для команды маркетологов, которая непосредственно взаимодействует с покупателем через различные инструменты и механики.
Маркетинговая стратегия и маркетинговые планы
Маркетинговая стратегия отражается в маркетинговом плане. Маркетинговый план – это документ, в котором подробно прописываются конкретные виды маркетинговых активностей, которые проводит компания, содержатся сроки их реализации и ответственных.
Маркетинговая стратегия обычно формируется на более длительный срок, чем маркетинговый план, т.к. содержит в себе ценностное предложение компании и другие ключевые элементы компании, которые обычно остаются неизменными в течение длительного периода времени. То есть, маркетинговая стратегия описывает общую картину компании, а маркетинговый план конкретные маркетинговые активности и маркетинговые кампании. Например, маркетинговая стратегия описывает целевых покупателей, а маркетинговый план претворяет это видение в жизнь.
Преимущества маркетинговой стратегии
Конечная цель маркетинговой стратегии — выстраивание коммуникации с покупателем и достижение устойчивого конкурентного преимущества относительно конкурентов.
Исследования рынка могут помочь в выявлении потенциальной аудитории для достижения поставленных целей компании и увеличения продаж.
Как создать маркетинговую стратегию
При создании маркетинговой стратегии необходимо пройти нескольких шагов:
1. Определите цель. Несмотря на том, конечной целью любой компании является увеличение продаж, в рамках маркетинговой стратегии необходимо работать над имиджем, привлекать покупателей, повышать уровень их удовлетворенности и др. Наличие конкретных целевых показателей позволяет оценивать и контролировать результаты работы в рамках маркетингового плана. Метрики – это инструмент достижения целей, определенных в маркетинговой стратегии.
2. Проводите опросы, изучайте своих покупателей. Определите, кто ваш целевой покупатель и как ваш товар может улучшить их жизнь.
3. Определите, как вы будете доносить информацию до своих целевых покупателей. Когда вы понимаете, кто ваш целевой покупатель, нужно понимать, как с ним строить коммуникацию. Необходимо им показать, какую пользу им принесет ваш товар и почему они должны приходить именно к вам.
4. Спланируйте свой бюджет: планируете ли вы платную рекламу? Ваш бюджет будет зависеть от того, как вы планируете продвигать свой магазин.
5. Определите каналы продвижения: для любого контента требуется выбирать правильные каналы продвижения. Для одних сообщений лучше всего подходит блог на сайте или сообщения в соц. сетях. Для каик-то мероприятий требуется платная реклама, например, флайры, реклама на транспорте или реклама в СМИ. Подбирайте наиболее подходящие варианты продвижения, которые дают максимальный экономический результат (ROI).
6. Анализируйте результаты маркетинговых кампаний.
Определите основные метрики для анализа и регулярно следите за результатами.
Зачем компании нужна маркетинговая стратегия?
Маркетинговая стратегия позволяет компании использовать свои ресурсы таким образом, чтоб получить максимальный экономический эффект.
Что такое концепция «4Р» в маркетинговой стратегии?
Концепция «4Р» — это товар, цена, маркетинг и выкладка. Это ключевые тактики категорийного менеджмента. Они используются при планировании ролей, стратегий и тактик категорий. В результате этого анализа должна получиться тактограмма.
Как выглядит маркетинговая стратегия?
Маркетинговая стратегия включает в себя рекламные (увеличение продаж), информационно-просветительские (повышение узнаваемости компании, имидж) кампании. Важно на этапе планирования определить метрики, на основании которых будет оцениваться, насколько они эффективны.
Маркетинговая стратегия vs маркетинговый план
Понятия «маркетинговый план» и «маркетинговая стратегия» часто используются как синонимы, поскольку маркетинговый план разрабатывается на основе общей стратегии компании. Но все же это разные инструменты. В отдельных случаях маркетинговая стратегия и маркетинговый план могут быть объединены в один документ, особенно для небольших компаний, которые могут проводить только одну или две крупные кампании в год. В плане детально прописываются маркетинговые мероприятия, которые будут проводиться на ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной основе. В маркетинговой стратегии описывается общее ценностное предложение компании.
Любой компании важно выстраивать максимально тесные взаимоотношения со своими целевыми покупателями. Поэтому наличие маркетинговой стратегии является минимально необходимым инструментом во взаимодействии с покупателями.